Существует неизлечимая грусть в жизни человека. Она неизбежна,
ведь человек хотя бы иногда задумывается, кто он, зачем он живёт
и живёт ли вообще. Стоит серьёзно подумать - и от радости бытия,
если она и была, ничего не останется. Можно искусственно вызвать
секунды счастья, гордости, радости, но это есть вынужденные состояния.
Гораздо более естественным, на мой взгляд, являются периоды грусти,
тоски, апатии, замешательства, замкнутости; как крайних случаев
- отчаяния, депрессии, суицидальных настроений.
Справедливость этого утверждения можно проверить, посмотрев вокруг
себя на лица людей. Можно провести социологический опрос. Сомневаюсь,
что большинство заявит о преобладании в их жизни положительных эмоций.
А даже если и заявит, то необходим ещё один опрос, перед которым
респондент должен выпить стакан водки (не считая женщин и детей.
Для них - полстакана.).
Конечно, существуют и существовали так называемые супермены, которые
поняли смысл жизни и себя в ней, но в результате они избавились
лишь от крайних пределов грусти - получили так называемую "светлую
грусть" (сокращённо - СГ). Наверно, СГ и есть то самое счастье,
о котором много говорят; во всяком случае, это состояние намного
стабильнее и непринуждённее, чем то, "когда тебя понимают".
В состоянии СГ также щемит кровяной мешочек, который есть у каждого
человека, как и при влюблённости, но в этом случае нет опасности
несчастной любви, т.к. нет самого объекта.
Вообще, СГ характеризуется крайней апатией и сродни буддистскому
принципу недеяния.
Справедливо утверждение, что не ошибается тот, кто ничего не делает,
но из него, нам кажется, всё-таки делают (а следовательно, могут
ошибаться) неправильный вывод: мол, главное - что-нибудь делать,
а ошибки - это неизбежное зло (если усложнить, то и зло, и добро
одновременно).
На мой взгляд, ценность этого категорического императива заключается
в том, что он указывает причину всех ошибок людей - деятельность.
Не действую - нет ошибок - не страдаю из-за них. СГ есть грусть
не по сделанным ошибкам, а по несовершённым делам.
Призывать к бездеятельности - своего рода онтологический экстремизм.
Как боле мягкий и приемлемый вариант можно выбрать девиз: "Если
не понял, что надо делать - ничего не делай". В фольклоре это
проявилось в виде тезисов: "Не умеешь - не лезь!", или
"Не влезай - убьет!"
Другое дело, что необходимо выработать и систему критериев для
оценки степени понимания целей деятельности. Здесь можно обратиться
к только к интуиции субъекта понимания, т.к. этот процесс крайне
субъективен и индивидуален. В качестве средств проявления интуиции
можно указать трансцендентальную медитацию, пост и голодание. Эти
методы веками отрабатывались в различных мировых религиозных системах,
и на эту тему существует обширная библиография. Таким образом, на
основе вышесказанного предлагается отказаться от навязываемого нам
средствами массовой информации стереотипа счастья как состояния
бурной радости и веселья. Так как эти явления очень неустойчивы
и поверхностны, неудивительно, что почти никто не может сказать
о себе, что он счастлив. Взамен этому предлагается альтернативное
толкование счастья как состояния "светлой грусти", которое
неизбежно проявляется при размышлениях о правилах деятельности.
Указываются также методы и способы этих размышлений.
В заключение автор приносит благодарность всем тем, кто помогал
в работе, а также всем, кто не мешал, а также Дяде Васе С Улицы
и собаке Тотошке.
Конец документа.
Юрий Сысоев
|