|
|
Автостопом по Европам
|
|
|
Хотите по России покататься? В Москву за два дня - и обратно? "На
самолете? - спросите вы. - Нет уж, спасибо, не накопили еще".
А копить и не надо. Нужно лишь свободное время да голова на плечах.
Впрочем, безбашенным ехать даже лучше! И еще нужна хотя бы одна
рука У вас - целых две? Прекрасно, значит, сегодня же обеими руками
стопим! Как это лучше всего делать, расскажет нам опытный автостопер,
которого рекомендовали мне для консультаций. Знакомьтесь: Иван Тебеньков,
в своей среде - Иван-Бодхисатва.
|
- Скажи, правда ли, что ты и в самом деле - один из самых опытных
автостопщиков в Тюмени?
- Вряд ли самый. Есть люди и покруче, которые путешествовали по
средней Азии, я ездил только в Питер, на Алтай, в Саратовскую область
немножко а есть такой Александр Иванов, например, - о его последнем
путешествии я узнал из письма, которое пришло мне из Аргентины от
нашего единомышленника.Потом я долго искал этого Александра Иванова,
в конце концов, нашел. Он учится в Тюмени. Мне это интересно, потому
что я хочу, чтобы мне были знакомы все тюменские автостопщики.
- А вообще, автостоперы поддерживают друг с другом связь, так
сказать, профессиональную?
- Конечно. Есть специальные сайты и есть рассылки - через Интернет
всего удобнее это делать. Я, например, подписан на всемирную автостопную
рассылку. Самая близкая к нам - это уральская автостопная лига -
УрЛА. Есть сайт Антона Кротова - он президент Академии вольных путешествий
в Москве. Он, кстати, благодаря своим связям, отмазывал наших автостопщиков
в Армении и Азербайджане. Есть европейский сайт, который делает
один германский автостопщик - клуб по обмену вписками: hospitaliticlub.org
- просто кликаешь город или страну, куда хочешь поехать - и по всему
миру можешь найти адреса автостопщиков, у кого можешь на день-два
остановиться. Система тут такая: заранее пишешь по электронной почте
или связываешься по телефону - потом будешь знать, куда идти ночевать.
В Европе есть также сайты по обмену информацией между автостпощиками
и водителями. То есть можно цивилизованно застопить машину по Интернету.
Там, видимо, есть такие люди, захиппованные, с машинами Я подозреваю,
что у них не всегда есть деньги на бензин, или просто поразвлечься
хочется, и вот они закидывают информацию, что скоро едут туда-то,
люди находят ее в Интернете - потом едут вместе. Сущность автостопа,
конечно, в том, чтобы ехать бесплатно, но, я думаю, нет ничего плохого
в том, чтобы подкинуть водителю на бензин. Но это частники, которые
по делу едут, а дальнобойщики, напротив, с деньгами. Причем если
фирма оплачивает ему еду, то он еще и автостопщика кормит. - Скажи,
Вань, ради чего водители берут себе таких компаньонов? - Чтобы не
давать уснуть водителю за рулем. Когда он едет один, и особенно
ночью Один раз мы ехали всю ночь от Самары в сторону Москвы, водитель
- москвич - хотел скорее попасть домой, пил много кофе, но это ему
не помогало. Он подобрал нас и сказал: всю ночь будем разговаривать.
В конце концов, договорились уже просто до маразма. Помню, мы обсуждали
вопросы воспитания дочери водителя, которая на год меня старше,
и я по этому поводу давал ужасно ценные советы. Самое главное, водитель
за рулем не уснул и никуда не врезался. Бывает, просто скучно людям.
А с другой стороны: ведь приятно же помочь человеку доехать!
|
|
- Скажи, а многие останавливаются?
- Это зависит от умения автостопщика наладить диалог с водителем:
языком жестов очень быстро надо вложить максимум информации в диалог.
Например, если я еду с кем-то, то показываю два пальца - нас двое.
Или водитель показывает рукой: "сворачиваю направо", а
ты ему киваешь: "да-да, направо". Он может провести ладонью
над головой: "всё, выше
|
крыши, забита машина", а ты водителю - (пальцы растопырены,
многократное приближение ладоней друг к другу - прим. авт.) "уплотнитесь".
А для того, чтобы успеть "сказать" все это за время,
пока шофер не проехал, надо выбирать места, где скорость машин
медленная: после поворотов, железнодорожных переездов, постов
ГАИ. Естественно, нужно, чтобы тебя было хорошо видно. Если будешь
в зеленый одет, то просто сольешься с кустами; в сером - на мента
будешь похож; в черном - либо на бича, либо, наоборот, на состоятельного
человека, с которого деньги будут пытаться драть.
- Красный, желтый, оранжевый?
- Ну да, их, пожалуй, лучше всего на трассе видно. Вообще, если
ты выглядишь интересно, то водитель подозревает, даже пусть подсознательно,
что ты - интересная личность, с тобой поговорить интересно. Значит,
у тебя больше шансов на успех. Кроме того, кассеты им надоедают,
которые они слушают - поэтому полезно с собой брать интересные
кассеты. Кроме того, чтобы в темноте ехать, лучше надеть светоотражающие
полосы, фонарик взять с собой - чтобы махать им - издалека чтобы
было тебя заметно.
- Скажи, сколько человек лучше всего для поездки автостопом
набирать?
- Можно вдвоем, втроем уже труднее. Если ты с кем-то едешь -
это все равно, что лететь в космос: несколько суток ты будешь
в замкнутом пространстве: на трассе или в кабине - с другим человеком.
Отбор в космонавты можно было бы проводить таким образом. (смеется)
С кем мы вместе на большие расстояния ездили - с тем впоследствии
очень сдружились, хотя очень грызлись по дороге. За то время мы
узнали все слабые места каждого, и теперь, наверное, лучше всех
друг друга понимаем. Но легче, конечно, одному. Единственное,
когда в какой-нибудь город попадаешь или халява классная сваливается,
в смысле, вообще везет: крутая машина, с шашлыками, с коньяком
- бывает такое - то обидно, что ты один попал на все эти кайфы.
- Но все-таки, наверняка первый раз в одиночку отправляться не
стоит?
- Вообще-то самый первый раз я отправился как раз в одиночку,
но там было всего километров шестьдесят. Зато я чуть не стопнул
вертолет. Но он летел не туда: где я стоял, наверное, место было
проклятое.
- То есть реклама фанты: "и тут мы тормознули поезд, самолет
" - это реально все? Это про тебя?
- Есть вероятность. Обычно самолеты и вертолеты стопятся в глухих
местностях, где дорог мало и где им есть место приземлиться. Надо
только махать руками и светить в кабину солнечным зайчиком от
зеркальца. Поднятые руки - это на языке летчиков и моряков, кажется,
- просьба взять к себе на борт. В другой раз мы электричку застопили.
Это была какая-то скоростная электричка и на нашей станции не
должна была останавливаться. Мы пошли сначала к диспетчеру. Попросили
остановить нам электропоезд, потому что мы хотели успеть в Екатеринбург,
чтобы, пока автобусы ходят, добраться до своих друзей. Мы диспетчеру
все объяснили, а она ответила: я, мол, не командую машинистом,
он может не остановиться, но я свяжусь с ним, скажу, что здесь
есть люди, которые хотят сесть в поезд. А вы, говорит, идите на
платформу и руками машите. Ну, мы и стали голосовать. Электричка
остановилась, а в ней были те же самые менты, которые нас высадили
с предыдущей электрички за безбилетный проезд. Они на нас посмотрели
и сказали: ну ладно, идите в первый вагон и не высовывайтесь.
- Девчонки в одиночку путешествуют?
|
- Бывает. Причем не только
на короткие расстояния. Я встречал вообще безбашенных девчонок. Но
они, естественно, носят некоторые средства самозащиты. Кроме того,
девчонки более тщательно выбирают, к кому садиться. Но, с другой стороны,
и парням лучше не садиться в машину с пьяным водителем или пьяной
компанией. Старушки путешествуют. Я видел однажды по телевизору, как
бабушка рассказывала, что теперь, на пенсии, у нее свободного времени
много - поэтому она ездит по Европе автостопом. Перечисляла страны:
десять или пятнадцать, где уже побывала, и какие еще хочет посетить.
- Что следует брать с собой?
- Все что хочешь. Некоторые вообще ничего с собой не берут. Я стараюсь
иметь всегда с собой как минимум бутылку воды, потому что когда есть
нечего, надо хотя бы пить, чтобы желудок не скукоживался. Можно взять
одежды, только немного: например, плащ, чтобы от дождя прятаться.
Некоторые берут палатки, пенки, котелки - чтобы можно было зайти в
лесок и сварить кашу хотя, по большому счету, палатка нужна, если
едут на какую-нибудь стоянку в лесу. А если просто - из одного города
в другой, лучше обойтись без нее. Чаще берут небольшой рюкзачок, потому
что переночевать можно и в придорожной кафешке, там же - попросить
кипятка, чтобы растворить бульонные кубики, какие-то полуфабрикаты.
- Нужно знать географию? Карту с собой иметь? - Вообще, язык до
Киева доведет - не зря же есть такая пословица. С другой стороны,
карта нужна для того, чтобы знать, куда тебе выходить из города,
до какой остановки ехать, чтобы выйти на трассу в нужное место -
они ведь разветвляются, нужно на основную выйти, где больше машин.
А местные жители могут сказать тебе не самый удобный выход. И приходится
иногда настоящий социологический опрос провести, опросить десять-пятнадать
человек, чтобы из этого вывести правду, потому что они ведь по-другому
мыслят. Местные жители думают. Например, как до дачи добраться объездные
дороги знают. Поэтому карта, конечно, полезна.
- А долго ли можно ехать с одним водителем?
- Пока не надоедим друг другу и пока нам по пути. На тысячу -
на две водители стопятся.
Вот у меня друг часто ездит автостопом домой, когда у него денег
нет на автобус, и он говорит: как обидно выходить у поселка Московского,
когда машина идет до Питера!
Недавно нам писали люди какие-то по Интернету, кажется, из Уфы:
"мы сейчас в Челябинске, поедем на восток через Тюмень. Можно
ли у вас переночевать?" - вписаться то есть. Мы им ответила:
да, конечно, приезжайте туда-то. Потом эти люди написали нам из
Кургана: скоро будем, воспользуемся вашим гостеприимством. А вскоре
от них пришло письмо из Новосибирска: извините, машина оказалась
проходящая, как-нибудь в другой раз.
Кстати, очень забавно: выходишь на трассу, садишься в машину,
как в какой-то автобус, выходишь в Екатеринбурге, немного пройти
- и уже в гостях у приятеля: мой друг, как и я, живет на объездной
дороге. И даже ощущения нет, что ты - в другом городе. Или другой
случай: я выхожу в Рязани, а девушка, с которой мы ехали, говорит
водителю: меня на следующей остановке, в Коломне высадите. Такое
возникает ощущение, что ты можешь из любого города выйти и дойти
куда хочешь почти пешком. Когда едешь на поезде или самолете, то
там тратятся большие деньги и все так официально А тут - будто пошел
по городу прогуляться. "Пойду, прогуляюсь до Питера!".
Ощущение свободы, по-моему, главное в автостопе.
- Чем отличается простой человек, который тормозит машину раз в год
от профессионала?
- Простых людей называют "тюлени", потому что они в стайки
собираются. Но это, в основном, применительно к деревенским жителям.
В деревнях, как известно, низкий уровень жизни, поэтому, если кому-нибудь
надо в город, они стараются ехать на попутке бесплатно. Они, если
выходят на трассу, то возле какого-нибудь поворота кучкуются человек
по десять-пятнадцать, и при этом со стороны выглядят как стайка тюленей.
Такие люди едут по делу, часто запарены Вообще, такие люди - цивильные,
что ли, - не знакомые с мудростью автостопа, они часто страдают от
того, что у них на билет нет денег. Я видел такого мужичка, которого
ограбили то ли в Самаре, то ли в Пензе, а ему надо было до Челябинска
добраться. Встретил я его под Уфой, и он говорит: "уже неделю
добираюсь" - при том, что это расстояние, пятьсот-семьсот километров
я проезжаю за полдня; "документы, деньги забрали, есть нечего".
Естественно, он был весь грязный, замученный - в общем, не интересный
для водителей. И из-за чего только могли подвезти - это из чувства
жалости. Хотя вообще-то упирать на жалость - это неправильно.
- А на что надо упирать?
- Просто надо понимать, что путь твой велик и ничего плохого ты
не делаешь. Тут еще важен такой момент, что надо людям приносить
пользу, причем не обязательно на трассе. Тогда у тебя и нет угрызений
совести за то, что ты на халяву едешь. Можно, например, в какой-нибудь
деревне по твоему пути следования помочь вскопать бабушке огород.
Она за это молоком напоит, скорей всего, или накормит. Вообще, если
ты стараешься быть внимательным к людям в мелочах, то тогда и везет
тебе больше, и едешь быстрее. Я один раз, например, собачку вытаскивал.
Она тонула в какой-то помойной луже, я ее долго очень вылавливал,
и в конце концов выловил. Другой раз мужику хлеб дал, хотя тот был
на самом дне рюкзака и до этого я поленился его для себя доставать.
Причем был вечер, место открытое, ветер - а я в одном только свитере,
без ветровки, - и дождь собирался. И вот я быстро бежал до кафешки,
чтобы от дождя скрыться и погреться около мангала, а тут меня мужик
останавливает. У меня терзания: рваться туда, где тепло и сухо или
доставать этот хлеб. В конце концов, возобладало во мне правильное
начало. Вообще, главное - решиться. И только я засунул руку - как
сразу нащупал хлеб, хотя до этого долго не мог его найти -и сразу
поймал машину и уехал.
- Мистики полным-полно?
- Конечно. Ее и в обычной жизни хватает, а просто на трассе все
это происходит более явно, потому что больше находишься в одиночестве
и больше зависишь от случая, там меньше схем. Однажды, например,
я раздал все деньги: таким же автостопщикам, хипарям, как и я, и
решил ехать без копейки. Ну что, думаю, дня три поголодаю И тут
меня четырехразовое питание настигло. Просто почему-то все люди
решили меня подкармливать, причем я никого не просил ни разу, и
подвозили - ни разу нигде не стоял.
- То есть от чего сознательно отказался - то и получил?
- Ну да. А бывает наоборот. Например, как-то мне не понравилось
на одном флэту, где у меня была вписка, и я оттуда ушел. В девять
вечера стопнул машину и до трех часов ночи спокойно ехал. Но, видимо,
я уже зазнался, что две тысячи спокойно проехал, потому что как
в три ночи остановился в ста километрах от Тюмени, около Талицы,
так до трех дня не смог поймать машину. А в три дня пошел на электричку.
Самое обидное, что водитель, который меня высадил, предлагал отвести
меня на вокзал, но я отказался, под предлогом, что мне с трассы
ближе к дому, чем от вокзала - зазнался. А когда я пришел на вокзал,
то узнал, что как раз в то время, если бы я приехал ночью, отходила
электричка, и я на нее успел бы, и что она была без контролера
- Гордыня - страшная штука.
- Смертный грех! И еще уныние. На трассе очень заметны все грехи,
если очень подумать. Там, если делаешь что-то не так, тебя почти
сразу настигает возмездие, не нужно долго ждать - поэтому осознаешь
легче. Ну что, заинтересовались? Хотите узнать об автостопе еще
больше? Тогда пишите Ивану на адрес: А так же ройтесь в Интернете:
www.hospitaliticlub.org И - до встречи на трассе!
|
Беседовала Светлана Сысоева
|
|
|
|
|
|
|