Благодаря росту молочного животноводства 
              и крестьянских артелей в конце XIX — начале XX века Ялуторовск стал 
              известен в России своим маслом. Маслодельные заводы строили «миром», 
              на паях покупали необходимое оборудование. И сибирское масло через 
              перекупщиков и по «казенным» каналам оптом шло в Москву, а оттуда 
              — за рубеж. 
              
 Н. М. Ядринцев в 1884 году писал: «Не всякому известно, что 
                турок получает коровье масло из Сибири через Ростов-на-Дону; лондонская 
                гостиная освещается свечой из сибирского сала; сапоги, красующиеся 
                на ногах у немцев, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи».
               Предприятия были мелкими, нередко — семейными. Концентрация 
                капиталов началась уже в XX веке, накануне первой мировой войны. 
                В это время в уезде было зарегистрировано 2412 промышленных заведений 
                с 3720 работниками. Ялуторовский уезд давал треть всей продукции 
                губернии.
               На рубеже веков город славился ярмарками. Проходили они обычно 
                в декабре, январе, марте и ноябре и звались Никольскими, Рождественскими, 
                Знаменскими, Вознесенскими. Общий оборот всех ярмарок в Ялуторовске 
                составлял за год свыше 3,5 миллиона рублей — больше, чем в Ишимском, 
                Курганском и Тарском уездах, вместе взятых.
               Торговля оживилась еще более, когда по Тоболу до Ялуторовска 
                стали ходить пароходы, а через город прошла железная дорога: 8 
                мая 1912 года в Ялуторовск из Тюмени пришел первый поезд (дорога 
                от Екатеринбурга до Тюмени была построена в 1885 году, а участок 
                Тюмень — Омск строился в 1912— 1913 годах).
               Достопримечательностью города стал уникальный железнодорожный 
                мост через Тобол. Журнал «Огонек» сообщал в 1912 году: «На сооружаемой 
                Тюмень-Омской железной дороге через Тобол, у города Ялуторовска, 
                строится грандиозный мост... Строитель моста инженер-механик Е. 
                К. Кнорре применяет изобретенные им деревянные кессоны, имеющие 
                значительные преимущества перед общеупотребительными железными 
                в отношениях быстроты сооружения и дешевизны. Модель подобного 
                деревянного кессона, премированная Большой золотой медалью на 
                последней парижской Всемирной выставке, хранится в железнодорожном 
                музее императора в С.-Петербурге. Таких кессонов на реке Тобол 
                семь: по два береговых и три речных; мост будет иметь четыре пролета 
                по 50 саженей каждый...»
               Этот уникальный мост исправно служил до 70-х годов XX века.
               С проведением железной дороги торговля в Ялуторовске еще больше 
                возросла: здесь продавали хлеб, масло, кожи, сало, яйца, вино, 
                свечи, холст, предметы домашнего обихода, вырабатываемые на подсобных 
                промыслах. В городе появились «ссудо-сберегательные» товарищества 
                (в 1914 году их было 12) и контора крупной торговой организации 
                — «Датско-Шведского общества», скупавшая в уезде масло для заграницы.
               В 1912 году население города составило 4410 человек. По сословиям 
                губернский статистический комитет так дифференцировал ялуторовцев: 
                дворяне — 73 человека, духовенство — 3, купцы и «почетные граждане» 
                — 96, мещане — 1470, крестьяне — 998, остальные — ссыльные.