Публицистика >> Автостопом по Европам

 

Выход на главную История Сибири  и города Ялуторовска Фотографии города  его окрестностей и др. Фотографии  Ялуторовск сделанные в начале XX века Рассказы о людях прославивших Ялуторовск Образовательные учреждения города Готовые курсовые и рефераты Предприятия расположенные в городе Ялуторовске, их адреса и телефоны Банки, имеющие филиалы в Ялуторовске, их адреса и телефоны Спортивные новости, Музеи Ялуторовска Где можно отдохнуть в Ялуторовске Карта города Ялуторовска Стихи, проза Новости Ялуторовска Объявления о покупке, продаже, объмене Анекдотики, приколы, карикатуры Прогноз погоды в г. Ялуторовске

 

 

Автостопом по Европам

Хотите по России покататься? В Москву за два дня - и обратно? "На самолете? - спросите вы. - Нет уж, спасибо, не накопили еще". А копить и не надо. Нужно лишь свободное время да голова на плечах. Впрочем, безбашенным ехать даже лучше! И еще нужна хотя бы одна рука У вас - целых две? Прекрасно, значит, сегодня же обеими руками стопим! Как это лучше всего делать, расскажет нам опытный автостопер, которого рекомендовали мне для консультаций. Знакомьтесь: Иван Тебеньков, в своей среде - Иван-Бодхисатва.

- Скажи, правда ли, что ты и в самом деле - один из самых опытных автостопщиков в Тюмени?

- Вряд ли самый. Есть люди и покруче, которые путешествовали по средней Азии, я ездил только в Питер, на Алтай, в Саратовскую область немножко а есть такой Александр Иванов, например, - о его последнем путешествии я узнал из письма, которое пришло мне из Аргентины от нашего единомышленника.Потом я долго искал этого Александра Иванова, в конце концов, нашел. Он учится в Тюмени. Мне это интересно, потому что я хочу, чтобы мне были знакомы все тюменские автостопщики.

- А вообще, автостоперы поддерживают друг с другом связь, так сказать, профессиональную?

- Конечно. Есть специальные сайты и есть рассылки - через Интернет всего удобнее это делать. Я, например, подписан на всемирную автостопную рассылку. Самая близкая к нам - это уральская автостопная лига - УрЛА. Есть сайт Антона Кротова - он президент Академии вольных путешествий в Москве. Он, кстати, благодаря своим связям, отмазывал наших автостопщиков в Армении и Азербайджане. Есть европейский сайт, который делает один германский автостопщик - клуб по обмену вписками: hospitaliticlub.org - просто кликаешь город или страну, куда хочешь поехать - и по всему миру можешь найти адреса автостопщиков, у кого можешь на день-два остановиться. Система тут такая: заранее пишешь по электронной почте или связываешься по телефону - потом будешь знать, куда идти ночевать.

В Европе есть также сайты по обмену информацией между автостпощиками и водителями. То есть можно цивилизованно застопить машину по Интернету. Там, видимо, есть такие люди, захиппованные, с машинами Я подозреваю, что у них не всегда есть деньги на бензин, или просто поразвлечься хочется, и вот они закидывают информацию, что скоро едут туда-то, люди находят ее в Интернете - потом едут вместе. Сущность автостопа, конечно, в том, чтобы ехать бесплатно, но, я думаю, нет ничего плохого в том, чтобы подкинуть водителю на бензин. Но это частники, которые по делу едут, а дальнобойщики, напротив, с деньгами. Причем если фирма оплачивает ему еду, то он еще и автостопщика кормит. - Скажи, Вань, ради чего водители берут себе таких компаньонов? - Чтобы не давать уснуть водителю за рулем. Когда он едет один, и особенно ночью Один раз мы ехали всю ночь от Самары в сторону Москвы, водитель - москвич - хотел скорее попасть домой, пил много кофе, но это ему не помогало. Он подобрал нас и сказал: всю ночь будем разговаривать. В конце концов, договорились уже просто до маразма. Помню, мы обсуждали вопросы воспитания дочери водителя, которая на год меня старше, и я по этому поводу давал ужасно ценные советы. Самое главное, водитель за рулем не уснул и никуда не врезался. Бывает, просто скучно людям. А с другой стороны: ведь приятно же помочь человеку доехать!

- Скажи, а многие останавливаются?

- Это зависит от умения автостопщика наладить диалог с водителем: языком жестов очень быстро надо вложить максимум информации в диалог. Например, если я еду с кем-то, то показываю два пальца - нас двое. Или водитель показывает рукой: "сворачиваю направо", а ты ему киваешь: "да-да, направо". Он может провести ладонью над головой: "всё, выше

крыши, забита машина", а ты водителю - (пальцы растопырены, многократное приближение ладоней друг к другу - прим. авт.) "уплотнитесь". А для того, чтобы успеть "сказать" все это за время, пока шофер не проехал, надо выбирать места, где скорость машин медленная: после поворотов, железнодорожных переездов, постов ГАИ. Естественно, нужно, чтобы тебя было хорошо видно. Если будешь в зеленый одет, то просто сольешься с кустами; в сером - на мента будешь похож; в черном - либо на бича, либо, наоборот, на состоятельного человека, с которого деньги будут пытаться драть.

- Красный, желтый, оранжевый?

- Ну да, их, пожалуй, лучше всего на трассе видно. Вообще, если ты выглядишь интересно, то водитель подозревает, даже пусть подсознательно, что ты - интересная личность, с тобой поговорить интересно. Значит, у тебя больше шансов на успех. Кроме того, кассеты им надоедают, которые они слушают - поэтому полезно с собой брать интересные кассеты. Кроме того, чтобы в темноте ехать, лучше надеть светоотражающие полосы, фонарик взять с собой - чтобы махать им - издалека чтобы было тебя заметно.

- Скажи, сколько человек лучше всего для поездки автостопом набирать?

- Можно вдвоем, втроем уже труднее. Если ты с кем-то едешь - это все равно, что лететь в космос: несколько суток ты будешь в замкнутом пространстве: на трассе или в кабине - с другим человеком. Отбор в космонавты можно было бы проводить таким образом. (смеется)

С кем мы вместе на большие расстояния ездили - с тем впоследствии очень сдружились, хотя очень грызлись по дороге. За то время мы узнали все слабые места каждого, и теперь, наверное, лучше всех друг друга понимаем. Но легче, конечно, одному. Единственное, когда в какой-нибудь город попадаешь или халява классная сваливается, в смысле, вообще везет: крутая машина, с шашлыками, с коньяком - бывает такое - то обидно, что ты один попал на все эти кайфы.

- Но все-таки, наверняка первый раз в одиночку отправляться не стоит?

- Вообще-то самый первый раз я отправился как раз в одиночку, но там было всего километров шестьдесят. Зато я чуть не стопнул вертолет. Но он летел не туда: где я стоял, наверное, место было проклятое.

- То есть реклама фанты: "и тут мы тормознули поезд, самолет " - это реально все? Это про тебя?

- Есть вероятность. Обычно самолеты и вертолеты стопятся в глухих местностях, где дорог мало и где им есть место приземлиться. Надо только махать руками и светить в кабину солнечным зайчиком от зеркальца. Поднятые руки - это на языке летчиков и моряков, кажется, - просьба взять к себе на борт. В другой раз мы электричку застопили. Это была какая-то скоростная электричка и на нашей станции не должна была останавливаться. Мы пошли сначала к диспетчеру. Попросили остановить нам электропоезд, потому что мы хотели успеть в Екатеринбург, чтобы, пока автобусы ходят, добраться до своих друзей. Мы диспетчеру все объяснили, а она ответила: я, мол, не командую машинистом, он может не остановиться, но я свяжусь с ним, скажу, что здесь есть люди, которые хотят сесть в поезд. А вы, говорит, идите на платформу и руками машите. Ну, мы и стали голосовать. Электричка остановилась, а в ней были те же самые менты, которые нас высадили с предыдущей электрички за безбилетный проезд. Они на нас посмотрели и сказали: ну ладно, идите в первый вагон и не высовывайтесь.

- Девчонки в одиночку путешествуют?

- Бывает. Причем не только на короткие расстояния. Я встречал вообще безбашенных девчонок. Но они, естественно, носят некоторые средства самозащиты. Кроме того, девчонки более тщательно выбирают, к кому садиться. Но, с другой стороны, и парням лучше не садиться в машину с пьяным водителем или пьяной компанией. Старушки путешествуют. Я видел однажды по телевизору, как бабушка рассказывала, что теперь, на пенсии, у нее свободного времени много - поэтому она ездит по Европе автостопом. Перечисляла страны: десять или пятнадцать, где уже побывала, и какие еще хочет посетить.
- Что следует брать с собой?
- Все что хочешь. Некоторые вообще ничего с собой не берут. Я стараюсь иметь всегда с собой как минимум бутылку воды, потому что когда есть нечего, надо хотя бы пить, чтобы желудок не скукоживался. Можно взять одежды, только немного: например, плащ, чтобы от дождя прятаться. Некоторые берут палатки, пенки, котелки - чтобы можно было зайти в лесок и сварить кашу хотя, по большому счету, палатка нужна, если едут на какую-нибудь стоянку в лесу. А если просто - из одного города в другой, лучше обойтись без нее. Чаще берут небольшой рюкзачок, потому что переночевать можно и в придорожной кафешке, там же - попросить кипятка, чтобы растворить бульонные кубики, какие-то полуфабрикаты.

- Нужно знать географию? Карту с собой иметь? - Вообще, язык до Киева доведет - не зря же есть такая пословица. С другой стороны, карта нужна для того, чтобы знать, куда тебе выходить из города, до какой остановки ехать, чтобы выйти на трассу в нужное место - они ведь разветвляются, нужно на основную выйти, где больше машин. А местные жители могут сказать тебе не самый удобный выход. И приходится иногда настоящий социологический опрос провести, опросить десять-пятнадать человек, чтобы из этого вывести правду, потому что они ведь по-другому мыслят. Местные жители думают. Например, как до дачи добраться объездные дороги знают. Поэтому карта, конечно, полезна.

- А долго ли можно ехать с одним водителем?

- Пока не надоедим друг другу и пока нам по пути. На тысячу - на две водители стопятся.

Вот у меня друг часто ездит автостопом домой, когда у него денег нет на автобус, и он говорит: как обидно выходить у поселка Московского, когда машина идет до Питера!

Недавно нам писали люди какие-то по Интернету, кажется, из Уфы: "мы сейчас в Челябинске, поедем на восток через Тюмень. Можно ли у вас переночевать?" - вписаться то есть. Мы им ответила: да, конечно, приезжайте туда-то. Потом эти люди написали нам из Кургана: скоро будем, воспользуемся вашим гостеприимством. А вскоре от них пришло письмо из Новосибирска: извините, машина оказалась проходящая, как-нибудь в другой раз.

Кстати, очень забавно: выходишь на трассу, садишься в машину, как в какой-то автобус, выходишь в Екатеринбурге, немного пройти - и уже в гостях у приятеля: мой друг, как и я, живет на объездной дороге. И даже ощущения нет, что ты - в другом городе. Или другой случай: я выхожу в Рязани, а девушка, с которой мы ехали, говорит водителю: меня на следующей остановке, в Коломне высадите. Такое возникает ощущение, что ты можешь из любого города выйти и дойти куда хочешь почти пешком. Когда едешь на поезде или самолете, то там тратятся большие деньги и все так официально А тут - будто пошел по городу прогуляться. "Пойду, прогуляюсь до Питера!". Ощущение свободы, по-моему, главное в автостопе.

- Чем отличается простой человек, который тормозит машину раз в год от профессионала?
- Простых людей называют "тюлени", потому что они в стайки собираются. Но это, в основном, применительно к деревенским жителям. В деревнях, как известно, низкий уровень жизни, поэтому, если кому-нибудь надо в город, они стараются ехать на попутке бесплатно. Они, если выходят на трассу, то возле какого-нибудь поворота кучкуются человек по десять-пятнадцать, и при этом со стороны выглядят как стайка тюленей. Такие люди едут по делу, часто запарены Вообще, такие люди - цивильные, что ли, - не знакомые с мудростью автостопа, они часто страдают от того, что у них на билет нет денег. Я видел такого мужичка, которого ограбили то ли в Самаре, то ли в Пензе, а ему надо было до Челябинска добраться. Встретил я его под Уфой, и он говорит: "уже неделю добираюсь" - при том, что это расстояние, пятьсот-семьсот километров я проезжаю за полдня; "документы, деньги забрали, есть нечего". Естественно, он был весь грязный, замученный - в общем, не интересный для водителей. И из-за чего только могли подвезти - это из чувства жалости. Хотя вообще-то упирать на жалость - это неправильно.

- А на что надо упирать?

- Просто надо понимать, что путь твой велик и ничего плохого ты не делаешь. Тут еще важен такой момент, что надо людям приносить пользу, причем не обязательно на трассе. Тогда у тебя и нет угрызений совести за то, что ты на халяву едешь. Можно, например, в какой-нибудь деревне по твоему пути следования помочь вскопать бабушке огород. Она за это молоком напоит, скорей всего, или накормит. Вообще, если ты стараешься быть внимательным к людям в мелочах, то тогда и везет тебе больше, и едешь быстрее. Я один раз, например, собачку вытаскивал. Она тонула в какой-то помойной луже, я ее долго очень вылавливал, и в конце концов выловил. Другой раз мужику хлеб дал, хотя тот был на самом дне рюкзака и до этого я поленился его для себя доставать. Причем был вечер, место открытое, ветер - а я в одном только свитере, без ветровки, - и дождь собирался. И вот я быстро бежал до кафешки, чтобы от дождя скрыться и погреться около мангала, а тут меня мужик останавливает. У меня терзания: рваться туда, где тепло и сухо или доставать этот хлеб. В конце концов, возобладало во мне правильное начало. Вообще, главное - решиться. И только я засунул руку - как сразу нащупал хлеб, хотя до этого долго не мог его найти -и сразу поймал машину и уехал.

- Мистики полным-полно?

- Конечно. Ее и в обычной жизни хватает, а просто на трассе все это происходит более явно, потому что больше находишься в одиночестве и больше зависишь от случая, там меньше схем. Однажды, например, я раздал все деньги: таким же автостопщикам, хипарям, как и я, и решил ехать без копейки. Ну что, думаю, дня три поголодаю И тут меня четырехразовое питание настигло. Просто почему-то все люди решили меня подкармливать, причем я никого не просил ни разу, и подвозили - ни разу нигде не стоял.

- То есть от чего сознательно отказался - то и получил?

- Ну да. А бывает наоборот. Например, как-то мне не понравилось на одном флэту, где у меня была вписка, и я оттуда ушел. В девять вечера стопнул машину и до трех часов ночи спокойно ехал. Но, видимо, я уже зазнался, что две тысячи спокойно проехал, потому что как в три ночи остановился в ста километрах от Тюмени, около Талицы, так до трех дня не смог поймать машину. А в три дня пошел на электричку. Самое обидное, что водитель, который меня высадил, предлагал отвести меня на вокзал, но я отказался, под предлогом, что мне с трассы ближе к дому, чем от вокзала - зазнался. А когда я пришел на вокзал, то узнал, что как раз в то время, если бы я приехал ночью, отходила электричка, и я на нее успел бы, и что она была без контролера

- Гордыня - страшная штука.

- Смертный грех! И еще уныние. На трассе очень заметны все грехи, если очень подумать. Там, если делаешь что-то не так, тебя почти сразу настигает возмездие, не нужно долго ждать - поэтому осознаешь легче. Ну что, заинтересовались? Хотите узнать об автостопе еще больше? Тогда пишите Ивану на адрес: А так же ройтесь в Интернете: www.hospitaliticlub.org И - до встречи на трассе!

 

Беседовала Светлана Сысоева

     
 
   
   
Hosted by uCoz