Благодаря росту молочного животноводства
и крестьянских артелей в конце XIX — начале XX века Ялуторовск стал
известен в России своим маслом. Маслодельные заводы строили «миром»,
на паях покупали необходимое оборудование. И сибирское масло через
перекупщиков и по «казенным» каналам оптом шло в Москву, а оттуда
— за рубеж.
Н. М. Ядринцев в 1884 году писал: «Не всякому известно, что
турок получает коровье масло из Сибири через Ростов-на-Дону; лондонская
гостиная освещается свечой из сибирского сала; сапоги, красующиеся
на ногах у немцев, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи».
Предприятия были мелкими, нередко — семейными. Концентрация
капиталов началась уже в XX веке, накануне первой мировой войны.
В это время в уезде было зарегистрировано 2412 промышленных заведений
с 3720 работниками. Ялуторовский уезд давал треть всей продукции
губернии.
На рубеже веков город славился ярмарками. Проходили они обычно
в декабре, январе, марте и ноябре и звались Никольскими, Рождественскими,
Знаменскими, Вознесенскими. Общий оборот всех ярмарок в Ялуторовске
составлял за год свыше 3,5 миллиона рублей — больше, чем в Ишимском,
Курганском и Тарском уездах, вместе взятых.
Торговля оживилась еще более, когда по Тоболу до Ялуторовска
стали ходить пароходы, а через город прошла железная дорога: 8
мая 1912 года в Ялуторовск из Тюмени пришел первый поезд (дорога
от Екатеринбурга до Тюмени была построена в 1885 году, а участок
Тюмень — Омск строился в 1912— 1913 годах).
Достопримечательностью города стал уникальный железнодорожный
мост через Тобол. Журнал «Огонек» сообщал в 1912 году: «На сооружаемой
Тюмень-Омской железной дороге через Тобол, у города Ялуторовска,
строится грандиозный мост... Строитель моста инженер-механик Е.
К. Кнорре применяет изобретенные им деревянные кессоны, имеющие
значительные преимущества перед общеупотребительными железными
в отношениях быстроты сооружения и дешевизны. Модель подобного
деревянного кессона, премированная Большой золотой медалью на
последней парижской Всемирной выставке, хранится в железнодорожном
музее императора в С.-Петербурге. Таких кессонов на реке Тобол
семь: по два береговых и три речных; мост будет иметь четыре пролета
по 50 саженей каждый...»
Этот уникальный мост исправно служил до 70-х годов XX века.
С проведением железной дороги торговля в Ялуторовске еще больше
возросла: здесь продавали хлеб, масло, кожи, сало, яйца, вино,
свечи, холст, предметы домашнего обихода, вырабатываемые на подсобных
промыслах. В городе появились «ссудо-сберегательные» товарищества
(в 1914 году их было 12) и контора крупной торговой организации
— «Датско-Шведского общества», скупавшая в уезде масло для заграницы.
В 1912 году население города составило 4410 человек. По сословиям
губернский статистический комитет так дифференцировал ялуторовцев:
дворяне — 73 человека, духовенство — 3, купцы и «почетные граждане»
— 96, мещане — 1470, крестьяне — 998, остальные — ссыльные.