История >> Ялуторовск в конце XIX начале XX века

 

Выход на главную Фотографии города  его окрестностей и др. Фотографии  Ялуторовск сделанные в начале XX века Рассказы о людях прославивших Ялуторовск Образовательные учреждения города Готовые курсовые и рефераты Предприятия расположенные в городе Ялуторовске, их адреса и телефоны Банки, имеющие филиалы в Ялуторовске, их адреса и телефоны Спортивные новости, Музеи Ялуторовска Где можно отдохнуть в Ялуторовске Карта города Ялуторовска Стихи, проза Статьи, эссе, итд Новости Ялуторовска Объявления о покупке, продаже, объмене Анекдотики, приколы, карикатуры Прогноз погоды в г. Ялуторовске

 

 

Ялуторовск в конце XIX начале XX века

 

Ветряные мельницы в Ялуторовском уезде

Ялуторовск развивался медленно, «естественным путем», как выражался известный этнограф XIX века Н. М. Ядринцев. Но были и события, способствовавшие развитию города, оживлению торговли, притоку населения. В 1838 году через Ялуторовск от Екатеринбурга на Омск прошел Сибирский тракт.

Благодаря росту молочного животноводства и крестьянских артелей в конце XIX — начале XX века Ялуторовск стал известен в России своим маслом. Маслодельные заводы строили «миром», на паях покупали необходимое оборудование. И сибирское масло через перекупщиков и по «казенным» каналам оптом шло в Москву, а оттуда — за рубеж.

Н. М. Ядринцев в 1884 году писал: «Не всякому известно, что турок получает коровье масло из Сибири через Ростов-на-Дону; лондонская гостиная освещается свечой из сибирского сала; сапоги, красующиеся на ногах у немцев, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи».

Предприятия были мелкими, нередко — семейными. Концентрация капиталов началась уже в XX веке, накануне первой мировой войны. В это время в уезде было зарегистрировано 2412 промышленных заведений с 3720 работниками. Ялуторовский уезд давал треть всей продукции губернии.

На рубеже веков город славился ярмарками. Проходили они обычно в декабре, январе, марте и ноябре и звались Никольскими, Рождественскими, Знаменскими, Вознесенскими. Общий оборот всех ярмарок в Ялуторовске составлял за год свыше 3,5 миллиона рублей — больше, чем в Ишимском, Курганском и Тарском уездах, вместе взятых.

Торговля оживилась еще более, когда по Тоболу до Ялуторовска стали ходить пароходы, а через город прошла железная дорога: 8 мая 1912 года в Ялуторовск из Тюмени пришел первый поезд (дорога от Екатеринбурга до Тюмени была построена в 1885 году, а участок Тюмень — Омск строился в 1912— 1913 годах).

Достопримечательностью города стал уникальный железнодорожный мост через Тобол. Журнал «Огонек» сообщал в 1912 году: «На сооружаемой Тюмень-Омской железной дороге через Тобол, у города Ялуторовска, строится грандиозный мост... Строитель моста инженер-механик Е. К. Кнорре применяет изобретенные им деревянные кессоны, имеющие значительные преимущества перед общеупотребительными железными в отношениях быстроты сооружения и дешевизны. Модель подобного деревянного кессона, премированная Большой золотой медалью на последней парижской Всемирной выставке, хранится в железнодорожном музее императора в С.-Петербурге. Таких кессонов на реке Тобол семь: по два береговых и три речных; мост будет иметь четыре пролета по 50 саженей каждый...»

Этот уникальный мост исправно служил до 70-х годов XX века.

С проведением железной дороги торговля в Ялуторовске еще больше возросла: здесь продавали хлеб, масло, кожи, сало, яйца, вино, свечи, холст, предметы домашнего обихода, вырабатываемые на подсобных промыслах. В городе появились «ссудо-сберегательные» товарищества (в 1914 году их было 12) и контора крупной торговой организации — «Датско-Шведского общества», скупавшая в уезде масло для заграницы.

В 1912 году население города составило 4410 человек. По сословиям губернский статистический комитет так дифференцировал ялуторовцев: дворяне — 73 человека, духовенство — 3, купцы и «почетные граждане» — 96, мещане — 1470, крестьяне — 998, остальные — ссыльные.

 
   
 
   
   
Hosted by uCoz